CRUNCHИзначально задуманное в качестве путешествия сквозь всю музыкальную карьеру Алексея Лапшина, лидера группы ВОЙ, в 80-х записавшей альбом, который можно назвать предтечей funeral doom как стиля; и создателя первого российского индустриально-металического коллектива CRUNCH, интервью претерпело значительные изменения. Вопросы про ВОЙ были расценены как «неактуальные», как и сама группа, оставшаяся для Алексея слишком далеко в прошлом, но все, что касается CRUNCH, было рассмотрено в полной мере. 

После распада группы Вой ты принимаешь участие в дэт\трэш коллективе Abdication в качестве вокалиста. Остались какие-нибудь записи этой группы?

Осталась ли запись Abdication или нет - не знаю, возможно осталась в архивах Андрея Маршалкина (Маршал). Но знаю, что она точно была, и сделана с единственного концерта Abdication.

Через некоторое время с участниками Abdication, Андреем Маршалкиным (бас) и Александром Тереховым (барабаны) вы формируете CRUNCH с уже более-менее четким пониманием того, что будете играть и как звучать. Какие записи произвели столь сильное впечатление на будущих участников группы, что они решили собрать свой проект? Насколько сложно было раздобыть индустриальную музыку на тот момент в России?

В Abdication я принимал участие временно, поскольку уже тогда планировал и четко понимал в каком направлении буду двигаться дальше. Перед уходом из Abdication я поделился своими планами и наработанным материалом с ребятами, и поинтересовался, не хотят ли они присоединиться и попробовать силы в новом для себя музыкальном эксперименте. Идея им понравилась, и после недолгих раздумий они согласились. Так, собственно, в 1992 году и родился новый проект CRUNCH. У ребят в музыке были другие предпочтения, хотя время от времени они прослушивали подобные направления чтобы лучше понимать, с чем они работают.

На меня же впечатление произвели такие группы как Head of David, Sonic Violence, первые работы Scorn, ну и, конечно же, Godflesh, который перевернул мои понятия о музыке в целом. А также ряд других исполнителей, перечислять которых я не вижу смысла.

Особых проблем с приобретением индустриальный записей не было, для этого была «Горбушка» и архивы записей у друзей, которые интересовались подобной музыкой и обладали большой коллекцией подобных направлений.

1992На первых порах вы играли с живыми ударными, но позже отказались от них и сократили состав до дуэта. По какой причине? Изменило ли это решение ваш звук и материал? Остались ли записи CRUNCH в формате трио?

Уже изначально саунд группы планировался с электронной ритм-секцией, но, по техническим причинам, это было пока невыполнимо. После приобретения драм-машины барабанщика заменил секвенсор (тем более что Александра не совсем устраивало однообразное и монотонное исполнение его партий) и все встало на свои места. Саунд приобрел более плотно-насыщенный, механический и пробивной звук.

Что касается записей, да, они, несомненно, были и с репетиций, и с концертов, но, к сожалению, не сохранились. Возможно, у кого то они есть. Возможно! 

В прессе начала 90-х есть упоминание о ваших демо «Skin Machine» (в рамках которого вы использовали тексты на русском языке) и «Unreality». Какова судьба этих записей?

Да, это были первые демо-материалы (они не сохранились). Позднее эти треки, вместе с другими, были перезаписаны в студии «TEF» и вышли на мастер-кассетах, а затем, в 2005 году, были переизданы на CD. 

Изначально ваши первые записи должны были выйти на виниле от Final Holocaust Records, компании, как казалось тогда, с большим потенциалом, бывшей дистрибьютором Peaceville и всех их подразделений. На тот момент они занимались изданием как зарубежных, так и отечественных исполнителей. Почему данное сотрудничество не состоялось?

Мне, честно говоря, сложно ответить на этот вопрос, поскольку не знаю достоверных причин. Скорей всего, Алексей Апполонов (хозяин Final Holocaust Records) столкнулся с рядом проблем и трудностей, из-за которых релиз CRUNCH, к сожалению, не состоялся. 

Итогом взаимодействия с лейблами стало издание мини-альбомов «Tears Factory/Total Masturbation» на польском лейбле Swing Street и полноформатного «Excrete» на Morbid Noizz. И если со вторым более-менее понятно - их специализацией является тяжелая музыка -, то с первым куда больше вопросов. Swing Street занимался совершенно разной музыкой: гаражным роком, проектами Дельфина и, как оказывается, тяжелым индастриалом. Как происходило ваше взаимодействие и насколько вы были довольны подобным сотрудничеством? Почему были выбраны польские издательства - российский рынок не был заинтересован в материале CRUNCH? 

1993-1998Мне казалось что Swing Street - это отечественный лейбл, хозяином которого является Виктор Шевцов, или я что-то пропустил и неправильно информирован. Так или иначе, этим занимался мой товарищ Валентин Иванов, который в свое время пробивал нам концерты и способствовал выпуску «Tears Factory/Total Masturbation», частично выкупленный у «Final Holocaust Records»  Он-то и пересекся с Виктором, которого заинтересовала эта идея и они вместе выпустили этот релиз. Что касается «Excrete», то им уже занимался Евгений Аксенов (MetalAgen Records), а он, как известно, тесно сотрудничал с польскими лейблами. Честно говоря, выбирать не приходилось, меня впервую очередь интересовал результат, а не организация и тонкости производства. 

В 90-х у вас состоялось несколько выступлений. Насколько вам на тот момент был интересен формат живого звука и как реагировала публика на столь непривычно выглядящую и звучащую группу?

В то время все было интересно, включая концерты в Москве и в других городах. Публика реагировала по-разному. В Москве публика избалованная, поскольку не испытывала голода в подобных мероприятиях, и, соответственно, вела себя достаточно пассивно. А вот в других регионах совсем иное дело. Каждый проходящий концерт в том или ином городе был событием, залы набивались достаточно плотно и реакция была совсем другой, на УРА!

В различных интервью неоднократно упоминался проект Skate Drill, состоящий из музыкантов CRUNCH и NecroK.I.L.L.Dozer. Это сотрудничество обрело материальные формы или так и осталось нереализованными планами?

Skate Drill - это спонтанный проект и ни в какие планы он не входил. Ребята из NecroK.I.L.L.Dozer были нашими друзьями и, время от времени, приходили к нам в гости, где мы репетировали. Между обкаткой материала CRUNCH мы и отвели душу на 10-12 кассет. Причем играли без всякой подготовки и репетиций, экспромтом. Смешение стилей было чудовищным. :)

Железный маршОдин из ваших треков представлен на сборнике «Железный Марш 5», выпускаемом Корпорацией Тяжелого Рока (КТР). Как вы попали в их поле зрения и какие у вас остались впечатления от работы с ними? Насколько вы разделяли их позицию по отношению к «трэшу, угару и бухлу», ставших буквально неразделимыми с образом КТР и их основоположниками, группой Коррозия Металла?

Мне позвонил человек из КТР и предложил поучаствовать в этом сборнике. Участие в подобных коллаборациях лишним не бывает, и я согласился. Впечатления остались позитивные, как, впрочем, и от других подобных сборников. По поводу позиции к их «трэшу, угару и бухлу» не нам судить. Это их политика, и если определенной категории людей нравится, значит, они двигались и двигаются в правильном направлении. Народу нужно зрелище, секс, наркотики и рок-н-ролл! :)

Какие сложности испытывал коллектив и что привело к распаду в 1998 году? 

Сложностей особо никаких не было (за исключением некоторых моментов), CRUNCH ушел в академический отпуск, на неопределенное время. Надо было вплотную подойти к семейным делам, разобраться с личной жизнью. А также пересмотреть и переосмыслить творчество группы.

Future Sound of Moscow 2На сборнике Future Sounds of Moscow 2, выпущенном в 1999 году, вы представили песню «Actions Restrained», не вошедшую ни в один из альбомов. Когда она была записана и что на тот момент происходило с группой? Остались ли у вас нереализованные треки того периода?

Трек «Actions Restrained» был записан ориентировочно в 1998 году, но уже без Андрея. На тот момент группа была уже на каникулах. Это последний трек, который не был реализован в период 90-х. 

Судя по материалу, представленному на ваших страницах в соцсетях, идея переиздания ваших работ под названием «Total Works 1993 - 1996» исходила не от группы и не от лейбла, а от совершенно сторонних людей. Какова история этой затеи?

Насколько я понимаю, это идея была Алексея Прохорова (EΛEVEN, Altera Forma, ZIMA23, Down Elevator, Собаки Табака, Прохор и Пузо и т.д.) и Евгения Аксенова. Алексей позвонил мне и предложил идею по поводу переиздания наших работ на CD. Я к подобным предложением отношусь позитивно (как упоминал выше), и с радостью согласился. Так в 2005 году компания Metal Agen/Soyuz выпустила этот материал под названием «Total Works 1993 - 1996».

Спустя полтора десятка лет CRUNCH возвращаются к жизни, но уже в качестве сольного проекта. По какой причине Андрей Маршалкин не принял участия в реюнионе?

Время меняется, а вместе с ним и наши предпочтения. Каждый пошел своей дорогой. Меня до сих пор интересуют эксперименты в музыке, а Андрей занялся, так сказать, православным фольклором.

Не будучи и ранее поклонниками крупных форм, CRUNCH после своей реанимации выпускают материал отдельными синглами. Почему выбран подобный формат релизов?

Это четко продуманная стратегия, так сказать, маркетинговый ход. :)

Допустим, сколько человек может прослушать новый материал (риторический вопрос), в среднем, от одного до десяти раз, и потом успешно забыть про него. Так лучше пускай это будет один трек, чем полноценный материал, над которым музыкант(ы) работали год, два, а то и больше. К тому же, синглы постоянно напоминают людям, что группа жива и здорова.

В одном из интервью ты упоминал, что поворотным моментом для CRUNCH нового тысячелетия стала покупка необходимого оборудования и возможность записывать материал в домашних условиях. CRUNCH по-прежнему используют арсенал технических средств сходный с тем, что применялось и двадцать лет назад (сэмплеры, драм-машины и т.д.) или на данный момент все это лично тебе более не интересно и достаточно компьютера с необходимым программным обеспечением?

Нет, сэмплеры и драм-машины заменил компьютер. Железо, конечно, хорошо, но дороговато. К тому же, нет гарантий того, что через месяц (условно) они по-прежнему будут устраивать тебя, по каким-либо причинам. Исключение составили гитара (бас) и гитарные эффекты. Они как были в моем арсенале, так и останутся.

CRUNCH 1995В нынешнем тысячелетии «голосом» CRUNCH стал Василий Таратутин, участник NecroK.I.L.L.Dozer и M.C.D.EAD, с которым вы не раз пересекались еще в 90-х. Почему ты отказался от места у микрофона? Какова роль Василия в творческом процессе?

Много причин, одна из них - здоровье. Хотя не исключено, что к этому я еще вернусь. Роль Василия в творческом процессе заключается только в записи голоса и активном распространении материала CRUNCH на информационных площадках. 

Одним из самых запоминающихся треков CRUNCH стал «Mistakes Must Be Paid For» с гостевым соло на саксофоне от Сергея Головни. Как возникла идея идея столь нехарактерного смешения звука (из примеров подобного можно вспомнить лишь проекты Кевина Мартина) и планируется ли что-либо подобное в дальнейшем?

Идея возникла не только от Кевина Мартина (God) но и от таких групп как Zu, поздний Orthodox и т.д. Хотелось попробовать подобное и в CRUNCH, тем более что саксофон Сергея, на мой взгляд, вписался отлично. Что касается планов, то я не исключаю, что еще будут треки с подобным экспериментом.  

В паре с CRUNCH существует проект Waiting, который в большей степени ориентирован на электронно-сэмплированное звучание. На его счету на данный момент всего три трека. Есть ли будущее у Waiting? Это полноценная часть твоей музыкальной жизни или отдушина, к которой ты обращаешься спорадически? 

Waiting - это некая корзина на рабочем столе, в которую я отправляю треки (непроизвольно созданные), не подходящие под формат CRUNCH. Отдушина это как раз CRUNCH, а Waiting - это мусор, который копится годами, из которого я потом делаю выборку (достойных) и выкладываю в качестве релизов. И, конечно же, три трека - это не предел, будут еще.

Помимо прочего ты занимаешься цифровым лейблом Resumption, под маркой которого опубликованы различные материалы CRUNCH и Waiting и три сборника. В чем была идея создания подобного лейбла? Какие критерии применялись для отбора групп-участниц сборников? Стилистический разброс первого из них (от индустриальной записей до абсурдистской музыки URATSAKIDOGI) навевает на мысли о том, что в рамках этого проекта вы включали всех мало-мальски знакомых и желающих попасть на сборник; второй и третий выдержаны более строго, но смешение двух практически непересекающихся культур (индустриально-шумовой и окологотической, представленной EBM-коллективами) выглядит и слушается довольно странно. 

Идея сборника Resumption была в том:
1. Чтобы объединить и показать музыку тех людей, с которыми я когда-либо пересекался, делил сцену или с кем познакомился за последние время на почве общих интересов. Работают ли они в тех же составах или в других проектах - не важно. Важно то, что, в их музыке есть эксперимент, будь то тяжелый индастриал, EBM или эмбиент, дроун и т.д.
2. Чтобы эти люди, часть из которых по каким-либо причинам давно не выходила со своим творчеством в свет, раскачались и напомнили о себе. 

Многим эта идея понравилась и реализация не заставила себя долго ждать.

2016Все свои современные проекты ты ведешь практически в одиночку. В чем причина такого подхода?

Здесь все очень просто - независимость. Как говорится, сам себе хозяин.

Если в 90-х CRUNCH был достаточно активен (релизы, публикации, концерты и т.д.), то сейчас он в большей степени варится в собственном соку. Это твое решение или сказывается отсутствие интереса со стороны слушателей и изменившийся формат музыкальной инфраструктуры?

Время от времени мне приходят предложения по поводу концертов. Но приоритетом в моей жизни была и остается моя семья. Чтобы она функционировала как отлаженный механизм, нужно работать. На различные поездки, репетиции и концерты уходит слишком много времени, сил и затрат, их у меня просто нет. Это не 90-ые, в которых я жил идеей и на голом энтузиазме. Нет, это время прошло. Если б музыка приносила бы достаточный доход, которым можно было обеспечить свою семью, это другой разговор, а так… 

Ну а поскольку без творческих процессов я не могу, было принято решение сделать CRUNCH студийным вариантом. К тому же, всевозможные риски и потери минимизированы. И это решение меня полностью устраивает.